"Возвращение в юность (О ванкуверской джаз группе Ретро). Часть II".

джаз группа
Начало «Возвращение в юность (О ванкуверской джаз группе Ретро)» здесь.

… Репетировали они самозабвенно. Собравшись здесь, в North Delta, пятеро разных по возрасту и занятиям людей превращались посредством музыки в единое целое. На протяжении нескольких часов репетиции надо всем властвовал Его величество ДЖАЗ. А сколько возникало споров! Стремление отточить любой пассаж, отработать соло, добиться гармонии превращали каждую репетицию в довольно тяжелую работу. Но никто не роптал. Ведь впереди и очень скоро предстоит серьезный экзамен: выступление с сольным благотворительным концертом. В один из редких непродолжительных перерывов удалось разговорить обычно немногословного Александра Прокопенко (это своеобразное интервью продолжалось несколько дней).

— С чего все началось? Все тривиально просто. Когда есть постоянная работа, твой быт более-менее налажен, и жизнь течет без каких-либо ощутимых эмоциональных всплесков — это уже скучно (по крайней мере, для меня). И ты начинаешь думать, чем бы себя занять «для души».

Так и родилась идея «тряхнуть стариной» и вклиниться в какую-нибудь играющую группу. Это был 2001 год.

Стал искать, где и с кем поиграть. В итоге сменил несколько групп, пока не встретил довольно интересных ребят «бэби-бумеровского» возраста (т.е. моего), которые играли в том числе и джазовую музыку. Но мне другая музыка просто не интересна — в смысле исполнения. Я стал приносить на репетиции ноты и записи джазовых композиций. Им это нравилось поначалу, но все-таки душа жаждала MUSTANG SALLY and TEQUILA. Через несколько месяцев пришлось опять уйти.

Зато четко понял, что нужно искать соотечественников и дал объявление в русскую газету. Не буду говорить, с кем и с каким количеством людей я встречался и пытался что-то делать, но в итоге нашел тех, кого искал. Так образовался первый состав группы «Ретро». В него вошли:
Вокалистка Виктория Гундарева – закончила Алмаатинскую театральную студию при театре, работала в Алмаатинском варьете. Любит и действительно понимает джаз. Первый репертуар РЕТРО был сформирован именно ее усилиями.

С первых месяцев в ансамбле и пианистка Наталья Михайлова. По образованию она музыкальный педагог. Джаз раньше не играла, но именно она наиболее быстро прогрессировала и теперь её стремление экспериментировать, и богатая фантазия помогают нам совершенствоваться.

Как известно, хороший ударник — это пол-оркестра, его ритм, его сердце. Таким и был Володя Мельник в нашей группе. С хорошей музыкальной памятью и «метрономом» в голове, он, как старшина в армии, не давал сбиться с заданного ритма. С ним игралось легко и просто.

Саксофонист-кларнетист-флейтистСергей Силин. Ну, об этом человеке нужно писать отдельную статью, а не краткую заметку, как о бывшем участнике группы «РЕТРО». Я просто оглашу его образовательный уровень, и из этого станет многое ясно — Таллиннское музыкальное училище, класс профессора Рябова (А.Рябов, А. Козлов, Д .Голощекин — корифеи джаза советского и постсоветского периода нашей истории); Capilano College, джазовое отделение, класс Stan Karp. Само собой, он стал нашим наставником и учителем, и остается им по сей день.

Это был первый состав группы «РЕТРО». Но не могу не назвать и последующих участников, которые в разное время с нами работали.
Профессиональная вокалистка из Николаева — Оксана Крастман. Жутко артистичная и обаятельная женщина. Могу сказать одно — когда она выходила на сцену, мужская половина зала не закрывала рот до конца ее выступления.

Вокалистка Людмила Высоцкая — Бишкекская консерватория, меццо-сопрано. Неповторимый тембр голоса и задушевность исполнения придавали совершенно особый, неповторимый шарм уже известным джазовым композициям, и они звучали как-то по-новому, необычно.

Барабанщик Ярослав Поверло — Львовское музыкальное училище по классу ударных инструментов. Играл в эстрадных и симфонических оркестрах Львова и Киева . Артист по призванию, артист по профессии, ну и как следствие, артист по жизни.

В сегодняшнем «Ретро» к нам присоединился Александр Майер. Он окончил Челябинское музыкальное училище и Челябинский Государственный институт культуры по классу гобоя. На гобое, саксофоне и кларнете играл в симфонических, эстрадных, джазовых оркестрах. Преподавал духовые инструменты. В настоящее время занимается этим же в Central Valley Academy of Music Abbotsford, Chilliwack Academy of Music и Western Conservatory of Music в Langley. В прошлом году его ученики принимали участие в новом начинании — Фестивале Русской Музыки в Ванкувере. Хороший музыкант, он часто занят в концертах и находится в постоянном поиске новых интересных идей. «Ретро» дает ему обширнейшее поле деятельности.

Оля Холина брала уроки вокала у ученицы знаменитой Соломии Крушельницкой, о которой украинцы говорят — «наша национальная гордость». Продолжала учиться классическому пению и приехав сюда, в Ванкувер. Здесь ее мечта петь обретает видимые результаты: в прошлом году она солировала в представлении «Мессии» Генделя в самом крупном концертном зале нашего города — «Орфеуме«. В 2007 году мы слышали ее в современной постановке оперы Хампердинка «Гензель и Гретель» в роли Гретель. Кроме этого, Оля — безотказный участник любого благотворительного концерта, за что честь ей и хвала.

Александр Коврижко — наша «крыша». Именно в его доме и происходят еженедельные встречи ансамбля. Поклонник гитариста-виртуоза Joe Satriani, он неплохо играл его пьесы на соло-гитаре, но группе «Ретро» в тот момент был крайне необходим барабанщик. По просьбе коллектива Саше пришлось осваивать смежную специальность. Относится он к этому очень серьезно, как и ко всему, чем занимается в жизни. За те несколько месяцев, что он играет в «Ретро» и параллельно берет уроки у лучшего джазового барабанщика Ванкувера — Bernie Arai, уровень его игры значительно возрос.

Теперь хочу перейти к самому главному — к музыке, которую мы играли и играем, из чего и как складывается наш репертуар. Но прежде подчеркну, что название нашей группы — «РЕТРО» не случайно. Оно отражает нашу привязанность к старым, иногда забытым мелодиям. Из этих соображений мы и пытаемся подбирать свой репертуар, и не обязательно, чтобы это был непременно джазовый стандарт — нередко это бывает просто красивая вещь, которую мы делаем в своей манере.

Музыкальное направление, в котором работает «РЕТРО», определено достаточно четко: это мелодичная ненавязчивая музыкальная тема, в основном, несложный джаз-стандарт, босса или самба с легкой импровизацией, не уходящей далеко от основной темы, достаточно интересная с точки зрения исполнительского мастерства, но не переходящая во фьюжн или асид джаз, плюс необычные ассоциативные тексты песен, позволяющие усмотреть разный смысл при каждом исполнении (в зависимости от настроения музыкантов и слушателей). Может быть, немного непонятно, но точно.

Но если нам понравилась какая- либо вещь из попсы, рока или другого направления, мы пытаемся, чтобы она прозвучала в «нашем стиле», и тут, мне кажется, уместно такое определение как «jazzy» или приджазовый лирический шансон (это больше касается русскоязычных или европейских тем). Я думаю, такая музыка более всего подходит для любой спокойной неагрессивной обстановки.

Подбор репертуара — большая проблема, наверное, для каждого музыканта. Чтобы было более ясно, как мы подходим к этому вопросу, рассмотрим это на примере. Находишь какую-либо совсем новую, или совсем старую, и с твоей точки зрения, сногсшибательную, но не знакомую большинству людей вещь. И тема хороша, и есть где развернуться импровизирующему инструменту, т. е. 100-процентное попадание, но публика, (не беру во внимание музыкантов, как ценителей неких тонкостей), не воспринимает это, не заходится в экстазе… По собственному опыту знаю, — как только музыканты начинают играть знакомую тебе тему, да еще в интересной аранжировке, все, ты ощущаешь себя продвинутым и очень-очень умным. Ты начинаешь подпевать, притопывать, искать ошибки или думать, как бы ты сыграл это. Но ты соучастник, сопереживатель, или кто там еще, ты — благодарный слушатель, и в конце пьесы ты хлопаешь, свистишь и искренно ликуешь. Поэтому и выбор нашего репертуара в основном строится на очень узнаваемых мелодиях и песнях, на своеобразной попсе от джаза.

Не скажу что это плохо, ведь слово ПОПСА означает ПОПУЛЯРНОСТЬ, а значит то, что нравится публике. Клиент, как известно, всегда прав. Не забываем мы и о своих амбициях, находим в невообразимых местах и пытаемся играть очень старые и всеми забытые песни; они, как правило, очень просты и гармоничны, но от этого ближе. Мы играем их, прежде всего, для себя и, если слушателям они нравятся так же, как нам, мы счастливы вдвойне.

Технология построения композиции. Из-за нехватки времени (а скорей всего по другим причинам), иногда занимаемся «плагиатом», т.е берем, например, одну песню/тему в разных исполнениях, выбираем понравившиеся нам куски и делаем свой вариант. При этом каждый выбирает свою партию самостоятельно, а корректировка происходит уже на репетиции. Аранжировкой это назвать сложно, не правда ли? Плохо это или нормально, не знаю, только мы этим занимаемся, и у нас даже появился свой термин: СD, где записаны все эти варианты называется «Для тех, кто в танке-1,2 и т. д. ». Некоторые темы даются сложно.

Это может происходить для каждого исполнителя по-разному, индивидуально: то у клавишницы Наташи это кажется непреодолимым препятствием и ничего не получается, то певица Ольга не может справиться с размерностью, то всем кажется, что я, Саша П., играю совсем в другой тональности. Однако, если нам эта вещь очень нравится, то мы обязательно доводим ее до конца, хотя и тратим на это массу времени.

Евгений Лосев,
Член президиума ассоциации журналистов республики Беларусь

Информация по теме:
Луи Армстронг
Вадим Гарбузов и Надежда Дятлова

 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх